Раздел: Политика
С 2000 года в ряде слоев
федеральной политической и
экономической элиты муссируется тема
укрупнения регионов. Сторонниками
укрупнения необходимость подобного
процесса объясняется
диспропорциональностью регионов,
территориального деления страны в
целом.
Идея укрупнения субъектов Российской
Федерации в ее нынешнем виде
оформилась в 2000 году. Во время
переговоров об объединении
Красноярского края, Эвенкии и
Таймыра в один субъект федерации
этот план впервые публично поддержал
президент России Владимир Путин
(зима 2002 г.). Правовой базой для
укрупнения субъектов федерации стал
федеральный конституционный закон "О
порядке принятия в Российскую
Федерацию и образования в ее составе
нового субъекта Российской
Федерации" от 17 декабря 2001 года.
Конституционный закон "О порядке
принятия в РФ и образования в ее
составе нового субъекта РФ"
устанавливает, что инициаторами
объединения могут быть главы и
парламенты регионов.
Возможные мотивы для продвижения
проекта со стороны Кремля следующие:
- Экономические ("вытягивание"
депрессивных регионов);
- Административные -
предполагается повышение
управляемости;
- Политические - продолжение
курса на дестабилизацию
региональных элит;
- Тактические - угроза
укрупнения может использоваться
как предвыборный сюжет для
устрашения нелояльных
губернаторов.
Совет по национальной
стратегии считает, что
принудительное укрупнение
регионов отвечает исключительно
модели квазифедерации и
катализирует центробежные
тенденции в стране. Укрупнение
регионов может быть только
добровольным, допускаться в
исключительных случаях, при этом
федеральный Центр не должен
стимулировать подобные процессы.
Приемлемым вариантом является
лишь экономически целесообразное
объединение для реализации
хозяйственной деятельности, не
требующее каких-либо изменений
функций и полномочий какого-либо
из участвующих в объединении
субъектов Федерации.
Необходимо отметить, что все 89
субъектов Российской Федерации
прямо указаны в Конституции РФ.
Любое изменение состава и
структуры Федерации должно,
таким образом, сопровождаться
внесением поправок в Основной
закон. Учитывая, что технология
корректировки Конституции весьма
сложна, велик риск того, что
процесс укрупнения регионов
начнется фактически за рамками
Основного закона, что усугубит
присущий России правовой
нигилизм и дискредитацию
Основного Закона. В то же время,
предложение поправок в
Конституцию по данному вопросу
автоматически "откроет шлюз"
поправок по другим вопросам. А
любое, даже малейшее изменение
Конституции вне рамок стратегии
конституционной реформы приведет
к политической дестабилизации в
стране.
Совет по национальной стратегии
(СНС) – межрегиональная
общественная организация,
учрежденная в июне 2001 года,
зарегистрирована в Минюсте РФ
Учредителями Совета по
национальной стратегии»
выступили 20 ведущих российских
экспертов в области геополитики,
макроэкономики и этнокультурной
проблематики, многие из которых
по разным оценкам входят в сотню
ведущих экспертов страны.
|