www.erkhe.narod.ru |


Бурятский историко-политический портал

 
За круглыми столами - о проектах укрупнения бурятских регионов
Цыбикдоржиев В.Б. (Угай зам. Путь предков. № 15, 21 марта 2006 г.)

Раздел: Политика

С интервалом в месяц состоялись круглые столы в Республике Бурятия и Агинском Бурятском автономном округе. Их темой были проблемы так называемого укрупнения субъектов Федерации, давно вынашиваемой идеи федеральной власти. Впрочем, кому принадлежат «авторские права» на этот чреватый последствиями проект, вопрос отдельный.
Известно лишь, что объединительные процессы начаты именно с поглощения национальных округов, а не с объединения микроскопических и мононациональных областей европейской части страны. Что это означает? Может быть, власть солидарна с часто озвучиваемыми высказываниями не очень–то сдержанного лидера ЛДПР Жириновского, который очень сходную с нынешней идею «укрупнения» и ликвидации национально-государственных автономий высказывал еще более 10 лет назад.

Есть версия, что власти сами искренне верят в безропотное согласие титульных народностей округов, их низкий уровень национального самосознания и, что именно это обстоятельство и подвигло властные структуры планомерно и настойчиво начинать политику укрупнения с них. Но прошедшие выборы в округах показали, что, по всей вероятности, те 10–15% процентов голосовавших против объединения были в том числе и аборигены, составляющие, как правило, абсолютное меньшинство в своих округах.
Множество народностей Сибири и Дальнего Востока, присоединившись к России, обогатило и усилило ее своими бескрайними просторами и богатством недр. По существу, вся огромная страна на протяжении последних лет, а может быть и десятилетий, выживает только за счет них.

Факт, что в какой–то мере благодаря помощи коренных народов, русское государство менее чем за 100 лет стояло у берегов Тихого океана. И благодаря им же и их территориям в основном были выиграны или завершены с сохранением государственного суверенитета кровопролитные войны 20 века. В совокупности все особенности войн и политики ХVII-ХХ вв. привели к резкому сокращению малых народов Сибири.
Освоение новых земель русскими переселенцами за счет занятия ими лучших пахотных и охотничьих угодий аборигенов, отсутствие потребности в тысячах неквалифицированных рабочих руках для российского общества стали причиной того, что десятки народностей края навсегда исчезли со страниц сибирской истории. Сегодня нет на земле этносов аринов, асанов, джесаров, коттов, качинцев, камасинцев, бельтиров. Из десятка кетоязычных народностей Енисея остался только один, численностью менее тысячи человек. И в настоящее время наблюдается уменьшение численности таких крупных по сибирским меркам народов как манси, ханты, эвенки и других. Весь мир озабочен исчезающими видами флоры и фауны, заносит их в Красную книгу, разрабатывает мероприятия по их спасению. А тут целые народы.

Насколько правильно выбран курс по объединению национальных автономий с субъектами – донорами, трудно сказать. Тем более трудно, что объективно подсчитать вклад национальных автономий в развитие и сохранение государства, не так просто, как кажется. Ведь округ или республика – это не просто субъект с таким-то показателем доходов. Это еще и территория, которая, строго говоря, никогда не была продана или подарена, сдана в аренду, и которая веками (а не только последние полтора десятка лет) приносила в казну практически единственные в России конкурентоспособные на мировом рынке товары: от пушнины и драгоценных металлов до нефти, газа и алмазов. Эти территории служили залогом геополитического величия страны, ее значимости на международной арене и они же составляли (и составляют) внешний форпост оборонительного рубежа. Да что там говорить, «дань кровью» – самая тяжелая из даней – была заплачена народами Сибири сполна. Опытные наездники и феноменальные снайперы более трехсот лет собственной кровью доказывали право своих народов на уважение в России. Первое в истории поражение фашизма под Москвой лютой зимою 1941-42 годов – заслуга героической Сибири с ее дивизиями в критический момент переброшенными на фронт, с ее ресурсами, с ее гостеприимным приемом эвакуированных заводов и рабочих. Когда Москве была нужна сила сынов Сибири и богатство ее земель, хозяев этого всего никто не спрашивал о соотношении доходов и субвенций, ибо глупо было спрашивать, очевидно было без слов. Ныне же иначе.

Государство перелагает всю ответственность за будущее малых народов на субъекты Федерации. Как бы не получилось, сначала уберем с административной карты страны имя народа, пройдет время и не будет самого народа. А потом разведем руками: хотели как лучше, получилось как всегда.
Однако, известные российские аналитики – политологи видят иную причину укрупнительного зуда. Они утверждают, что перед правительством России грозным призраком маячит пример распада некогда великой державы – СССР. Чтобы предотвратить в будущем подобное, принят курс на растворение в общем российском котле национальных автономий. Бесконечно жаль, что мы лишились Великой Родины, мы искренне гордились ее гражданством. СССР, быть может, не вернешь. Но, почему нельзя вернуть тот дух дружбы и доверия, что по большей части все-таки царил в великом Союзе? Почему бы не вспомнить, что распад Союза, как ни посмотри, но дело рук отнюдь не казахов или туркмен, не коми-пермяков, не коряков, не эвенков, и не бурят. И референдум, форму волеизъявления, которую сейчас активно навязывают бурятской автономии, референдум мы все уже проходили в 1990 году.
Мы знаем итоги, знаем, что люди голосовали за Союз, и мы помним, как легко результаты этого референдума были проигнорированы. Вряд ли кто-то сегодня настолько забывчив, чтобы не вспомнить те государственные образования и институты власти, которые скомкали и выбросили на свалку истории волеизъявление собственного народа. Тем, кто опасается распада страны, надо бы обратить свой пыл, прежде всего, на тех, кто однажды уже принял в этом участие. Не на персоналии, нет. Институты и методы власти – вот с чего следовало бы начинать крестовый поход за единство страны.
Нам говорили, что референдум о судьбе союза был проведен под давлением, без свободной агитации, с двусмысленным вопросом, с нарушениями, без раздельного учета голосов республик Союза (собственно членов этого Союза), без учета мнений отдельных народов (в т.ч. и тех, что составляют республики Союза в процессе своего самоопределения) и т.д. Возникает вопрос, а как нам теперь относиться к предстоящему референдуму в Усть-Орде? Может ли кто-то из заведомо не зависящих от власти и не боящихся ее, не ангажированных аналитиков с уверенностью сказать, что уже к сегодняшнему дню в подготовке волеизъявления усть-ордынцев нет тех же самых пунктов? Если есть такие независимые и компетентные организации, органы, личности, то почему их не привлекли до сих пор? Или привлекли, но тщательно скрывают их выводы? Вопросы множатся день ото дня, а ответов не становится больше. При этом, нельзя сказать, что вопросами задается только политически активная часть населения бурятских округов. Впервые за многие годы, мы наблюдаем столь бурный всплеск интереса к политическому статуса бурятского народа, его истории и праву на определение собственной судьбы, среди практически всех слоев общества.

Интерес бурятской общественности к проблеме укрупнения регионов настолько велик, что население трех бурятских субъектов Федерации, бурятские диаспоры в крупных городах страны и в Монголии активно ее обсуждают с некоторой тревогой за будущее нации. Об этом очень дипломатично сказал на «Круглом столе» в БГУ представитель Республики Бурятия в Монголии Н. И. Атанов. 50 – тысячная бурятская диаспора в Монголии из сельской глубинки страны задают бурятскому дипломату вопросы, выражая свое беспокойство за будущее соплеменников.

Российские противники объединения округа с областью направляют письма президенту страну В. В. Путину с просьбой приостановить этот процесс.
Мы располагаем сведениями о подобных обращениях почему – то конгрессмену США Дэвиду Прайсу, через Консульство Монголии Президенту Монголии Намбарын Энхбаяру. Неизвестно только дошли ли они до адресатов. Но недавнее открытое письмо по бурятскому вопросу Президента Всемирной ассоциации монголов мира Дашийн Бямбасурена, бывшего премьер – министра страны, бурята по национальности, говорит о многом.
«Круглый стол» в БГУ состоялся по просьбе губернатора Иркутской области Александра Тишанина, учитывающего фактор влияния материнской республики на умонастроения западных бурят. Он посчитал нужным провести встречу с представителями бурятской общественности в Улан-Удэ, рассказать здесь о смысле предстоящих перемен в жизни области и округа.

Главным аргументом в пользу укрупнения иркутская делегация выдвинула тезис, что за годы самостоятельной жизни автономия, получившая собственный флаг и герб, так и не смогла решить ни одной из кардинальных проблем своего бытия, в том числе и проблему повышения уровня жизни. По этому показателю за Усть-Ордой прочно закрепилось одно из последних мест не только в Сибирском федеральном округе, но и в целом по России. Без федеральных трансфертов маленький регион из шести районов существовать не мог. При этом иркутяне забыли сказать, что Усть–Орда до приобретения нынешнего суверенитета в течение 60 лет находилась в составе области и финансировалась, по воспоминаниям его бывших руководителей, «по остаточному принципу». На таком фундаменте округ за 10 лет самостоятельности вряд ли мог подняться.

По мнению представителей администрации Иркутской области, в бедности жителей округа виновато исключительно отсутствие объединения с областью, а не деятельность руководства округа. Но на встрече прозвучало и другое суждение. Почему в таких же условиях динамично развивается Агинский Бурятский автономный округ? Не состоит ли суть различия в руководстве округа, в заинтересованности и инициативе национально ориентированных лидеров? Профессор-политолог Эрдэм Дагбаев уверен, что после объединения округ однозначно потеряет свою национальную самоидентификацию, его руководителем будет поставлен назначенец, во всем согласный с областными и федеральными властями. Иркутская делегация причины развала сельского хозяйства в бурятском округе и прогрессирующей бедности его жителей не удостоили вниманием. Хотя по свидетельству специалистов – аграриев русские деревни области находятся еще в худшем состоянии, чем бурятские – в округе.

По стенографии «Круглого стола» в п. Агинское видно, что и он состоялся в преддверии укрупнения, по крайней мере, на этом уже настаивают.
Участники круглого стола, уважаемые люди округа, русские и буряты, весьма аргументировано высказываются против процесса ликвидации национально-государственной автономии.

Ситуация сегодня в точности повторяет начало ХХ века, когда набравший силу российский капитализм в одночасье ликвидировал структуры самоуправления малых народов России, в том числе и бурят. В течение 1902 - 1905 гг. бурятские делегации побывали у царя в Санкт – Петербурге и Крыму, писали многочисленные прошения и петиции на имя правительства и высших чиновников, слезно просили отменить волостную реформу. Но все было тщетно. Характерной речью – угрозой, выражающей национальную политику царского правительства того периода, выступил в г. Чите в 1906 г. военный министр России А. Куропаткин на петицию тех же агинских бурят о восстановлении органов национального самоуправления: «…Имеете в виду, что если ваш народ поведет себя худо, отвечать будете вы; а если поведете себя хорошо, будет вам же хорошо. Если же, избави бог, вздумает ваш народ проявлять какие – либо вольности, сопротивляться велениям государя, тогда знайте, что вы будете моментально стерты с лица земли (курс. наш. – В. Ц.)… Требовать вы ничего не должны, можете лишь просить милости» (В сборнике «Национальное движение в период первой русской революции в России». Чебоксары, 1935, с. 91). Яснее не скажешь.

Есть пример и другого, позитивного подхода. 23 ноября 1888 года последовал указ Александра III на земли, полученные взамен уступленных в начале века, и выдана жалованная грамота агинским бурятам. В указе подробно перечисляются границы земель, все эти земли утверждаются «на всегдашнее владение» агинским бурятам и их потомкам и всем повелевается ограждать спокойное владение бурят. По случаю пожалования грамоты император Александр III, в присутствии депутатов Агинского и Хоринского ведомств, сказал: «Я подписал грамоту на ваши земли, передайте поклон вашим сородичам, успокойте их, что грамота охранит их собственность».

Буряты повели себя достаточно разумно в период кризиса. Благодаря ленинской национальной политике, буряты доказали свое право на национально–территориальную государственность. В истории России, с ее зарождения как великой империи, всегда существовали элементы национальной политики по отношению к малым народам. Например, управление бурятами осуществлялось степными думами и родовыми управами ХIХ в., хошунами и волостями через уезд и округ. Весной 1917 года бурятский народ осуществил свое право на самоопределение, создав органы национально-территориальной автономии. Бурятская автономная организация под разными наименованиями выжила при Временном правительстве, при большевиках, при семеновцах и вступила в РСФСР и ДВР под очередным названием – Бурят-Монгольские автономные области. Затем, при объединении РСФСР и ДВР бурятский народ вторично осуществил свое право на самоопределение и воссоединился в единой Бурят-Монгольской АССР, провозглашенной 30 мая 1923 г.
Сегодня Республика Бурятия есть национально – территориальное государственное образование, величайшее завоевание бурятского народа и его национальных лидеров, сумевших возродить самоуправление бурят и вывести его через две войны к единой республике.

Одним из главных аргументов иркутян в дискуссии было обещание оставить "особый статус" для УОБАО. Однако в чем именно будет заключаться "особенность" этого статуса, никто из администрации Иркутской области внятно объяснить не сумел. Между тем, еще в начале декабря 2005 года полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин по-военному честно на закрытом совещании высказался, что применять формулировку "особый статус" к УОБАО нет необходимости. С точки зрения генерала, национальный вопрос не стоит превращать в национально-территориальный. С округа после объединения будет достаточно лишь дополнительного финансирования культурных программ. Вот так!
Российский военный министр угрозу высказал в далеком 1906 году нисколько не сумняшеся в своей правоте. Казалось бы, в настоящее время никому в голову не придет повторить подобные угрозы. Но жизнь полна неожиданностей. Так, в 1992 году генерал А. Руцкой, вице-президент России, на встрече в Иркутске с делегациями Иркутской и Читинской областей и РБ, после выступления представителя республики по вопросу реабилитации бурятского народа, незаконного расчленения республики в 1937 году и ее восстановления, с какой-то необъяснимой злобой выкрикнул: «передайте своим, у вас ничего не выйдет!».
Но, тем не менее, буряты, действуя строго в цивилизованных рамках, пытаются образовать альтернативную инициативную группу для агитации перед референдумом.

Буряты поднимают вопросы, касающихся всех нас, просят выслушать их, не быть глухими в диалоге. Бесконечно игнорировать настроения и просьбы бурятской общественности становится уже не просто неконструктивно, а, пожалуй, даже неприлично.

 

«« на главную

© 2005, БИПП "ДУУ YГЭХЭ ЭРХЭ"
Все права защищены.
Точка зрения редакции не обязательно совпадает с мнением автора. Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией.
Используются технологии uCoz