Раздел: Политика
Уходящий год, как известно, ознаменовался попытками определенных политических сил ликвидировать национальную автономию бурят в Усть-Ордынском округе, образованном в 1937 году на части территории, отторгнутой в эпоху сталинского произвола от Бурят-Монгольской республики без волеизъявления народа. Объявленная программа укрупнения регионов, под вывеской которой проводятся настойчивые попытки поглотить остатки бурятской автономии, естественным образом поставила на повестку дня вопрос о назревшей реабилитации бурятского народа. Воссоединение Республики Бурятия с отторгнутыми округами, Ольхонским и Ононским районами теперь в свете политики укрупнения оказывается единственным приемлемым решением назревших проблем.
Поэтапная реабилитация, с одной стороны, соответствует целям сокращения субъектов Федерации, а с другой - удовлетворяет просьбы многострадального народа о воссоединении в рамках единой автономной республики. На сегодняшний день это тот проект административно-территориальной реформы, по которому пострадавший коренной народ не будет поставлен в еще более худшие для культурного и политического развития условия, чем те, в которых он оказался в годы сталинского произвола.
Решать вопрос все равно когда-то придется, от него невозможно уйти, интересы полумиллионного коренного народа нельзя игнорировать. Если в предшествующие полтора десятилетия как-то получалось закрывать глаза на требования общественности под предлогом нерешенных экономических проблем, то теперь в русле проводимых реформ отказ в удовлетворении просьбы о территориальной реабилитации не будет иметь никаких логических объяснений, тем более никогда не будет понят бурятским народом, да и другими народами Республики Бурятия, испытывавшими на протяжении десятилетий все отрицательные последствия незаконного расчленения республики. Особенно тяжелые последствия сталинский раздел принес экономике Бурятии, не получившей ни малейшей компенсации за потерю почти половины территории и населения. Уродливые перекосы, создавшиеся после раздела, привели к дисбалансу в экономическом развитии прибайкальских регионов. Получалось так, что все выгоды от географического положения и все богатства бурятской земли приносили дивиденды кому угодно, только не Республике Бурятия. С момента раздела начали обозначаться контуры экономического отставания, с каждым десятилетием все более углублявшиеся и до сегодняшнего дня так и не стертые. Воздвигнутые ведомственные барьеры и административные границы, проведенные по живому телу Бурятии, десятилетиями не позволяли эффективно решать проблемы экологии Байкала.
Объявленная борьба с террором, программа оптимизации управления, планы укрупнения регионов и заявленный курс на укрепление стабильности в межнациональных отношениях дают народам Бурятии исторический шанс восстановить попранную справедливость и навеки избавиться от наследия эпохи беззакония и террора. В сложившихся условиях инициативные группы молодежи в разных уголках нашей страны в своих обращениях к главе государства и всем жителям России используют свое конституционное право выражать свое мнение относительно будущего своего народа и своей родины. Более двух тысяч подписей молодых людей бурятской, русской, калмыцкой, татарской и других национальностей под обращением к Президенту РФ и народу России наглядно свидетельствуют о неравнодушии молодого поколения к судьбе Республики Бурятия и бурятского народа, о стремлении сохранить спокойствие и дружбу в нашем регионе, о воле к справедливости.
Д.В. Цыбикдоржиев.
Молодое поколение за территориальную реабилитацию бурятского народа
Открытое письмо бурятской молодежи президенту РФ В.В. Путину
Уважаемый господин Президент! К Вам обращаются представители молодого поколения бурятского народа, самого многочисленного из коренных народов Сибири.
Нас очень тревожит ситуация, складывающаяся в последнее время вокруг предполагаемого объединения Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и Иркутской области. Бурятский народ всегда помнил трагическую историю появления бурятских округов. Усть-Ордынский и Агинский автономный округа, Ольхонский и другие районы были насильственно отторгнуты от Бурят-Монгольской республики в 1937 году. Раздел республики сопровождался широкомасштабными репрессиями бурятского народа.
Мы не отрицаем практической целесообразности административно-территориальной реформы, предполагающей укрупнение регионов Российской Федерации. Однако нам представляется, что эта реформа действительно актуальна в европейской части России с наибольшим количеством незначительных по территории субъектов федерации. В случае проведения реформы в отношении национальных автономий единственным разумным шагом могло бы стать воссоединение таких расколотых народов, как бурятский. Такой шаг не только ознаменует торжество исторической справедливости, но и будет отвечать взятому курсу на оптимизацию рычагов управления регионами.
В этой связи вызывают недоумение и обеспокоенность предпринимаемые администрацией Иркутской области действия, продиктованные не здравым смыслом и желанием активизировать административные и экономические реформы в регионе, а частными интересами управленческой и деловой элит области. Особую озабоченность внушает ситуация с информационным освещением процесса поглощения автономного округа Иркутской областью. В средствах массовой информации довлеет мнение немногочисленных заинтересованных лиц, голос же бурятского народа остается не услышанным, в то время как, по меньшей мере, с 1989 года бурятская интеллигенция ратует за воссоединение народа в рамках единой национальной автономии - Республики Бурятия.
Нас в данной ситуации тревожит то, что демонстрируемая региональными властями неосмотрительность способна в ближайшем же будущем создать очаг межнациональной напряженности в регионе, известном особым климатом толерантности и межэтнического согласия. Обеспечить сохранение бурятского языка и культуры в условиях отсутствия национально-государственной автономии практически невозможно, свидетельством чему является судьба бурятского населения Качуга, Братска, Черемхово, почти исчезнувшего как этническое сообщество из-за отсутствия правового статуса автономии. Аналогичная участь ожидает бурят, оказавшихся вне национально-территориальных образований в Читинской области.
Мы, нижеподписавшиеся представители насильственно разделенного бурятского народа обращаемся к Вам как к гаранту Конституции Российской Федерации с просьбой выступить в защиту права нашего народа на существование в границах единой Республики Бурятия.
Собрано более 1600 подписей в Республике Бурятия, Москве, Усть-Ордынском и Агинском автономных округах, Ольхонском районе Иркутской области и др. регионах.
Открытое письмо
Мы, молодежь Усть-Ордынского Бурятского Автономного Округа, Агинского Бурятского Автономного Округа, Республики Бурятия, Иркутской области, Читинской области, Республики Калмыкия, а также других субъектов Российской Федерации, обращаемся к вам, жителям нашей страны.
Нас очень тревожит ситуация, складывающаяся в последнее время вокруг предполагаемого объединения Усть-Ордынского Бурятского Автономного Округа и Иркутской области. В этой ситуации наблюдается несколько тревожных моментов. Во-первых, фактически полная информационная блокада вокруг этого предполагаемого объединения. Немногочисленные информационные сообщения в СМИ, освещающие ситуацию в самом округе и в целом в Восточной Сибири в связи с этим объединением, фактически декларируют волю и намерения отдельных чиновников, вероятно, рассматривающих сугубо экономические интересы и предполагающих заведомую легкость проведения этого мероприятия в жизнь - и все это задолго до референдума, назначенного на декабрь 2004 г. Тональность высказываний отдельных чиновников, показывающая их твердую уверенность в исходе референдума в их пользу, заставляет нас усомниться в объективности оценки этими лицами сложности ситуации.
В самом Усть-Ордынском округе, а также в соседствующих регионах ситуация вовсе не так однозначна, как это может показаться из этих скудных информационных сообщений. Проведение съездов, митингов, срывы заседаний окружной Думы УОБАО, а также других акций протеста фактически не освещены в СМИ. Во-вторых, выдвигаемые сугубо экономические мотивы и причины в пользу объединения этих двух субъектов России, к сожалению, не учитывают важность такого социально-политического фактора, как стабильность межнациональных отношений многонациональной Российской Федерации. Трагические события последнего времени в Чеченской Республике РФ, усиление террористических и других угроз целостности нашей страны заставляют нас, граждан Российской Федерации, еще раз обратить пристальное внимание на пагубность необдуманных решений в таких вопросах, как поглощение национальных субъектов.
Национальный характер этой проблемы призывает нас снова взглянуть на историю образования Усть-Ордынского Бурятского Автономного Округа. Разделение единого бурятского народа, проживавшего до 1937 г. в Бурят-Монгольской АССР, привело к репрессивному созданию трех разрозненных субъектов с передачей нескольких районов исконного проживания коренного населения (в состав Иркутской и Читинской областей) - бурят, и ныне проживающих в этих субъектах и районах. Решение того времени, связанное с репрессивной политикой тоталитарного строя, не пересмотрено до сегодняшнего времени. Этот факт также усиливает потенциальную непредсказуемость последствий и сложность решения вопроса об объединении Усть-Ордынского Бурятского Автономного Округа и Иркутской области. В этой связи, учитывая факт и признание современной государственной политики Российской Федерации, уважающей ценности демократического общества, и учитывая возможную государственную необходимость последовательного объединения субъектов Российской Федерации, мы просим рассмотрения возможности объединения трех субъектов - Усть-Ордынского и Агинского Бурятских Округов и Республики Бурятия, а также Ольхонского района Иркутской области в единый субъект Российской Федерации.
Собрано около 500 подписей в г. Москва.
|