www.erkhe.narod.ru |


Бурятский историко-политический портал

 
Укрупнение регионов
Доклад Совета по национальной стратегии (выдержка), 01.03.2007 г.

Раздел: Политика

С 2000 года в ряде слоев федеральной политической и экономической элиты муссируется тема укрупнения регионов. Сторонниками укрупнения необходимость подобного процесса объясняется диспропорциональностью регионов, территориального деления страны в целом.

Идея укрупнения субъектов Российской Федерации в ее нынешнем виде оформилась в 2000 году. Во время переговоров об объединении Красноярского края, Эвенкии и Таймыра в один субъект федерации этот план впервые публично поддержал президент России Владимир Путин (зима 2002 г.). Правовой базой для укрупнения субъектов федерации стал федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года. Конституционный закон "О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ" устанавливает, что инициаторами объединения могут быть главы и парламенты регионов.

Возможные мотивы для продвижения проекта со стороны Кремля следующие:

  • Экономические ("вытягивание" депрессивных регионов);
  • Административные - предполагается повышение управляемости;
  • Политические - продолжение курса на дестабилизацию региональных элит;
  • Тактические - угроза укрупнения может использоваться как предвыборный сюжет для устрашения нелояльных губернаторов.

Совет по национальной стратегии считает, что принудительное укрупнение регионов отвечает исключительно модели квазифедерации и катализирует центробежные тенденции в стране. Укрупнение регионов может быть только добровольным, допускаться в исключительных случаях, при этом федеральный Центр не должен стимулировать подобные процессы. Приемлемым вариантом является лишь экономически целесообразное объединение для реализации хозяйственной деятельности, не требующее каких-либо изменений функций и полномочий какого-либо из участвующих в объединении субъектов Федерации.

Необходимо отметить, что все 89 субъектов Российской Федерации прямо указаны в Конституции РФ. Любое изменение состава и структуры Федерации должно, таким образом, сопровождаться внесением поправок в Основной закон. Учитывая, что технология корректировки Конституции весьма сложна, велик риск того, что процесс укрупнения регионов начнется фактически за рамками Основного закона, что усугубит присущий России правовой нигилизм и дискредитацию Основного Закона. В то же время, предложение поправок в Конституцию по данному вопросу автоматически "откроет шлюз" поправок по другим вопросам. А любое, даже малейшее изменение Конституции вне рамок стратегии конституционной реформы приведет к политической дестабилизации в стране.

Совет по национальной стратегии (СНС) – межрегиональная общественная организация, учрежденная в июне 2001 года, зарегистрирована в Минюсте РФ
Учредителями Совета по национальной стратегии» выступили 20 ведущих российских экспертов в области геополитики, макроэкономики и этнокультурной проблематики, многие из которых по разным оценкам входят в сотню ведущих экспертов страны.

 

«« на главную

© 2005, БИПП "ДУУ YГЭХЭ ЭРХЭ"
Все права защищены.
Точка зрения редакции не обязательно совпадает с мнением автора. Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией.
Используются технологии uCoz